Родительская любовь

Родительская любовь

Родительская любовь. Мы уже говорили о психологическом изучении супружеских отношений, об «измерении» любви супругов друг к другу. А любовь родителей к своему ребенку? Существуют ли психологичес­кие приемы изучения родительских чувств? Да, такие приемы суще­ствуют. Общая особенность психологических методов изучения со­стоит в попытке рассматривать родительскую любовь как результат всех семейных отношений, как следствие супружеских чувств. По­этому некоторые приемы сходятся с теми, что уже разбирались ранее.

Подобно тому как неповторима личность каждого человека, как неповторимы отношения между супругами, так же сложны и отноше­ния родителей к своему ребенку, неоднозначна родительская любовь.

В своем ребенке можно любить повторение себя, можно увидеть любимые или, наоборот, неприятные, отвергаемые черты его отца или матери. Отношения с детьми, любовь к детям — сложное перепле­тение всех отношений в семье. Вместе с тем ребенок не только полу­чает родительскую любовь, но, как член семьи, оказывает сильное влияние на чувства и отношения родителей как к себе, так и к друг к другу. Дети, становясь важнейшими членами семьи, формируют тот или иной климат, атмосферу семейной жизни.

Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях, над пове­дением родителей позволили психологам дать описание различных ти­пов воспитания.

Одно из направлений в описании типологии семейного воспита­ния — изучение воспитательных родительских установок и позиций. В самом общем виде были сформулированы оптимальная и неоптималь­ная родительские позиции.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адек­ватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребен­ка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в со­ответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхища­ющей, прогностичной.

Родительская любовь
Фото взято из открытых источников

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а, наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностичной родительской позиции можно устано­вить оптимальную дистанцию, можно выполнить требование независи­мости воспитания.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение ро­дительских позиций по одному или по всем трем выделенным показате­лям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, стано­вятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаб­лонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку от взро­слых членов семьи.

В гармоничной семье дать описание роли трудно, потому что все отношения с ребенком гибки и изменчивы. Но в тех случаях, когда ро­дительские позиции утрачивают гибкость, адекватность, детские роли довольно четко выявляются.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любим­чик», «примиритель», «беби». Первая роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходят на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. Вто­рая, внешне совершенно иная роль по своему психологическому содер­жанию, возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему. Две другие роли по существу описывают степень близости родителей и ребенка.

«Беби» отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от кото­рого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости су­пругов друг к другу. «Примиритель», рано включившийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты. Предотвращение супружеских кон­фликтов вынуждает ребенка играть роль взрослого, приближаться к родителям.

Уже из этих примеров видно, что, преломляясь через семейные от­ношения, родительская любовь видоизменяется, усложняется.

Некоторые авторы пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения роди­телей к своему ребенку. Представлены два крайних типа, а все осталь­ные отличаются по степени выраженности эмоций.

Родительская любовь
Фото взято из открытых источников

Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула ро­дительского воспитания выражается утверждением: «Ребенок — центр моих интересов». В поведении родителей отмечаются нежность к де­тям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании.

Воспитание по типу непринятия, отвержения ребенка. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и же­лание как можно меньше общаться с ним.

В других исследованиях внимание уделялось степени свободы ре­бенка в семье, тому, как родители регулируют его поведение. При та­ком подходе также описаны два крайних типа — чрезмерная опека и излишняя требовательность.

Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула родителей: «Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь». В поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опекой.

Воспитание по типу излишней требовательности. Воспитательная формула родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». В воспитании усилена критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения.Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы вос­питания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном; а одновременно в нескольких аспектах. Поведение воспи­тателя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к детям, а другая — пове­денческий.

Комбинации крайних значений дают четыре типа воспита­ния: 1) теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы; 2) холодное разрешающее вос­питание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточ­ность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему доста­точной свободы; 3) теплое ограничивающее воспитание, которое ха­рактеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением; 4) холодное ограничивающее воспита­ние, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и к преследованию любого самостоятельного поступка.

В самое последнее время наметился еще один подход, исходящий не из двучленной, а из трехчленной модели воспитания. Изложение этого подхода уже приводилось при описании отношений супругов, те­перь покажем, как этот подход может быть применен для оценки ти­пов воспитания ребенка. Выделены три спектра отношений, составля­ющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать восемь типов родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула ро­дительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Теплое эмоциональное от­ношение к ребенку, принимающее его личность, поведение, активное внимание к интересам ребенка, уважение его прав и признание обязан­ностей, оказание помощи при разумной требовательности.

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Формула семейного воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для обще­ния с ним». При таком стиле воспитания родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, однако мягкое обращение с детьми сочетается с недостаточным вниманием к их по­вседневным успехам, нуждам, с поверхностным знанием душевного ми­ра. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах.

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уваже­ния). Формула воспитания ребенка такова: «Хотя мой ребенок недо­статочно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Такой стиль эмоционального отношения к ребенку харак­теризуется признанием действительных, а иногда мнимых отклонений в умственном и физическом развитии ребенка, в результате родители приходят к идее исключительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой, как все», при этом имеется в виду, что ребенок не так хорош, как другие дети.

В общении с ребенком родители идут по пути предоставления осо­бых привилегий, излишне опекают, затрачивают массу усилий на пре­дохранение от вредных влияний. Родители внимательны к ребенку, их интересы сосредоточены на нем, но они как бы не доверяют ребенку, не верят в его возможности и способности.

Родительская любовь
Фото взято из открытых источников

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неува­жение, большая межличностная дистанция). Формула семейного вос­питания выглядит примерно так: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит». В общении с ребенком таким родителям свойственно не вполне осознанное оправдание небла­гоприятных черт поведения или личностных свойств ребенка, его бес­помощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследствен­ность и иные причины. Неблагополучие ребенка как бы негласно признается его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориенти­руются в душевном мире своего ребенка, плохо знают его внутренние переживания.

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дис­танция). Такое отношение к детям встречается достаточно редко, фор­мула позиции родителей выражается примерно такими словами: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Родитель пытается уменьшить всякое общение с ребенком, не замечать его присутствия, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуж­дается в поддержке, в помощи.

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистан­ция). Такое отношение к детям соответствует родительской формуле следующего вида: «Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим лю­дям». В общении с ребенком родитель обычно не замечает ничего по­ложительного в нем, совершенно игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Постоянное одергивание, требователь­ность, понукания, назидания заполняют все общение родителей и де­тей. Такие родители водят ребенка от одного специалиста к другому, желая «исправить» его.

Преследование (антипатия, неуважение, близость). Такой тип ро­дительского отношения может быть описан формулой: «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в законченного негодяя и мерзавца, во всех проявлениях ребенка, на каждом шагу ви­дят его «злую волю». Родители пытаются строгостью и жестким кон­тролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности, нередко склонны к вынесению излишне строгих мер воздействия.

Отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистан­ция). Формула родительского отношения выглядит примерно так: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем». В воспитании ребенка преобла­дает отстранение от его проблем, но родители как бы издали «следят» за ребенком, признают его силу, ценность некоторых личностных ка­честв. При заострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремятся передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращаются к врачам. В поведении родителей просматривается неосознанный призыв к тому, « оградили от ребенка, от «этого чудовища».

Несомненно, приведенные типы родительского отношения гро­тескны, заостренны. В жизни никогда не бывает так, чтобы все пове­дение родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним типом отношений, в ходе воспитания под воздействием тех или иных событий отношение родителей изменяется, приобретает те или иные черты, приближаясь более или менее к какому-то из описанных типов. Чаще всего, как показывает практика, в поведении родителей смешаны несколько вариантов отношений.

Однако данный подход позволяет определить, какая именно уста­новка на данный момент стала для родителей ведущей.

Необходимо также иметь в виду, что эффективность воспитания зависит не только от воспитательных позиций родителей, от отноше­ний в семье. Результат воспитания зависит в большой степени и от са­мого ребенка, от типа его нервной системы, особенностей темперамен­та, присущих ему личностных качеств. Это нетрудно заметить, когда в сходных по стилю воспитания семьях вырастают совершенно непохо­жие по своим личностным качествам дети. Изучение связи типа воспи­тания и индивидуальности ребенка весьма и весьма сложно. Здесь неиз­бежны и упрощения, и схематизм. Покажем взаимодействие типа вос­питания и особенностей ребенка только на одном примере.

Допустим, что нервная система ребенка относится к так называемому слабому, чувствительному типу. Таким детям свойственна повышенная эмоцио­нальность, склонность к уединению, фантазированию, мечтатель­ность. Например, при излишне требовательном воспитании, стремле­нии насильно приучить ребенка к общительности, при обилии приди­рок, указаний на его слабости родители только усилят черты пассивно­сти, заострят привычку к фантазированию, усложнят межличностные контакты ребенка.

Если же воспитывать такого ребенка в более демократичном духе, ослабить непосредственный контроль, осторожно стимулировать ини­циативу при глубоком эмоциональном контакте, внимании к сложному внутреннему миру, через некоторое время можно ожидать, что в пове­дении такого ребенка обязательно появятся черты активности, боль­шей решительности. Он сможет развитым воображением, эмоцио­нальностью привлечь к себе сверстников, разовьет в себе качества, необходимые для полноценного общения.

Из этого простого примера нетрудно сделать вывод, что мудрость родителей, родительская любовь должны подсказать, какой именно стиль отношений необходимо выбрать в воспитании ребенка.

Описанные выше наблюдения и размышления ученых приведены не только для того, чтобы познакомить читателей с психологической лабораторией по изучению семьи. Главное в том, что достижение гармонии семейной жизни, как уже не раз подчеркивалось, возможно лишь при постоянном изучении супругами самих себя, своих отношений, своего ребенка и стиля общения с ним. Попробуйте беспристрастно оценить свои семейные отношения, стиль воспитания детей по описанным шкалам. Может быть, вы узнаете что-то новое о самих себе? Очень полезно, если результаты такого самотестирования вы сможете коллективно обсудить.

Итак, не пожалейте времени на психологическое изучение особен­ностей своей семейной жизни и семейного воспитания. Польза такого изучения обнаружится очень быстро, ведь оно послужит началом сози­дательной, творческой работы, откроет пути для гармонизации семей­ной жизни, принесет семейное и родительское счастье!

Автор:
Международная академия сексологии
https://academysexology.ru

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Развод или куда же мне деться?

48310cookie-checkРодительская любовь

Последние записи