Когда впервые женщина продала свое тело?

проституция

Исследователям давно хотелось объяснить, откуда в человеческом обществе возник этот, странный на пер­вый взгляд, обычай — продавать сексуальные услуги за деньги. Еще более загадочной казалась живучесть про­ституции: короли, папы и соборы не раз объявляли борь­бу преступному промыслу, а он не только сохранялся, но и иногда после этих репрессий усиливался и расцве­тал. При таких обстоятельствах естественно было об­ратить свой взор к истокам человеческого общества, к первобытнообщинному строю, и там поискать корни проституции.

И вот в XIX веке ученым показалось, что они сумели докопаться до истинной причины возникновения про­ституции, удалось найти, так сказать, самый ее корень, коему дали название красивое и непонятное — промис­куитет. Согласно этой гипотезе, в первобытной чело­веческой общине был принят порядок, при котором в отдельно живущей группе людей, например, в племени, все взрослые мужчины могли совершенно свободно и в любое время совершать половые акты со всеми женщинами того же племени (в пределах определенных возрастных рамок, разумеется; малолетние и старые из этой системы отношений исключались просто по «техническим» причинам).

Приняв предположение, что в человеческом обще­стве изначально и как естественное состояние существо­вал промискуитет, а потом развитие имущественных отношений привело к разделу женщин (вместе с раз­делом других ценностей, например, орудий труда, ско­та и проч.), логично сделать следующий шаг и вывести из этого гипотезу о происхождении проституции. Про­дажу женского тела в современном нам обществе мож­но изобразить как простой возврат к древней системе отношений, периодически возникающий рецидив чего- то естественного, присущего самой человеческой при­роде, но на протяжении тысячелетий подавляемого со­циальными и экономическими обстоятельствами.

Эта теория была очень привлекательной для кабинет­ных ученых, по роду своих занятий лично ограниченных в контактах с представительницами прекрасного пола и потому временами страдавших от сексуальной деприва­ции (состояние, при котором количество производимых мужчиной половых актов явно ниже его физиологичес­ких потребностей). Так хорошо посидеть у камина и по­фантазировать о временах, когда все могли со всеми, когда не надо бесконечно все усложнять, говорить о люб­ви или принимать на себя какие-либо обязательства; нет ни морали, ни религии (по крайней мере, в ее современ­ном виде). Просто подошел, приподнял звериную шку­ру, так красиво драпировавшую бедра девушки, и вошел в нее… — ну разве не мечта для каждого мужчины, кото­рый проводит все свои дни в кабинете и не хочет тратить время на общение с женщинами?

проституция
Фото взяты из открытых источников

Фридрих Энгельс, холостяк в течение всей своей жизни, тоже подпал под обаяние этой идеи и сделал ее одним из постулатов написанной интересно и живо книги «Происхождение семьи, частной собственности и госу­дарства» (1884).

Против гипотезы промискуитета у меня есть несколь­ко существенных возражений. По-моему, главная беда авторов этой теории была в том, что безудержным полетом фантазии они пытались возместить недостаточность действительно научных данных о поведении животных в условиях естественной среды обитания. Кто из ученых в те времена мог себе позволить поселиться, скажем, на склонах Килиманджаро, чтобы месяц за месяцем фиксировать поведение человекообразных обезьян? Да и киновидеотехники, столь необходимой для таких исследований, тогда не было и в помине.

С тех пор возникла и собрала огромный запас наблюдений этология— наука о поведении животных. Данные, которые она накопила, свидетельствуют о том, что промискуитет не является ни единственной, ни даже преобладающей формой сексуальной активности высших животных, ведущих стадный образ жизни.
Наблюдения за приматами показывают, что матерый, доминирующий в группе самец («вожак») действительно свободно спаривается со всеми половозрелыми самками в своей отдельно живущей группе. В качестве платы он охраняет самок и детенышей, не позволяет другим обезьянам кормиться на территории, которую
группа считает своей. Одновременно вожак зорко следит за молодыми самцами и пресекает малейшие их попытки подобраться к самкам. Первые же проявления сексуального домогательства со стороны юниора жестоко подавляются вожаком. У молодого самца есть выбор только между двумя возможностями: покинуть группу и попытаться организовать собственную или ждать, пока вожак состарится, и тогда свергнуть его, изгнать из группы и самому занять его место. Выбор, как видите, не богат.

А теперь скажите, что здесь напоминает промискуитет? Не убеждает вас один пример? Присмотритесь к поведению оленей, львов или морских котиков — везде одно и то же: борьба за самку, иногда кровавая. Эй, ты, уходи, я сам буду спариваться с ней (с ними), это
мои потомки населят всю здешнюю округу, это мои гены пополнят генофонд… Ну, и где здесь промискуитет, то есть система «все со всеми»? А как иначе работал бы естественный отбор? Кто в более удачный мо­мент забросил семя, тот и продлил свой род? Не надо быть ни сильным, ни хитрым, просто спаривайся как можно чаще. Если бы дело обстояло действительно так, естественный отбор закрепил бы в мужчинах не­виданную сексуальность. И сейчас есть индивиды, спо­собные совершать ежедневные половые акты на про­тяжении многих лет, а тогда это было бы нормой. Так не случилось, значит, шла борьба, и велась она по дру­гим правилам, а не кто чаще приподнимет шкуру на женских бедрах…

проституция
Фото взяты из открытых источников

Этнографы, изучая обычаи примитивных племен, опять же обнаружили сложные системы половых зап­ретов. Часто оказывалось, что мужчина и женщина спят на расстоянии вытянутой руки друг от друга, но попыт­ка соития грозит мужчине минимум изгнанием, макси­мум — смертью.

Все это вместе взятое сильно подорвало веру в ис­тинность теории промискуитета, следовательно, и тео­рии возникновения проституции как реликта системы «все со всеми». Так отчего же и когда возникла прости­туция?

Для ответа на сей вопрос вернемся к определению понятия «проституция», проституция — это продажа полового акта любому, согласному платить. Здесь, как опять же было сказано выше, есть два важ­ных момента — экономический характер отношений и отсутствие избирательности: молодой или старый, кра­сивый или урод, здоровый или больной — плати и по­лучай. Очевидно, что продажа может происходить и без денег. Последнее десятилетие XX века очень хорошо объяснило нам, что такое бартер, то есть ты — мне, я — тебе, и никаких денег (а заодно и налогов). Итак, покупая женское тело, можно было платить едой, по­брякушками, топливом для костра — всем, что только представляло ценность в этом обществе.

Марксизм крепко утвердил в нашем представлении об истории первобытности, что некогда имела место эпоха, в которой производительные силы человечества значительно возросли, и появился избыток материальных ценностей. Проще говоря, труд начал давать чуть больше, чем проедал сам трудящийся. Этот избыток и стал материальной основой экономических отношений.

Появилась возможность обмена, дачи взаймы и т. п. Наверное, тогда же у мужчины, накопившего зерен или шкур, впервые возникла мысль: «Женщина эта ничья, но просто так не соглашается (необразованна и с теорией промискуитета не знакома). Предложу-ка я ей зерен или полшкуры, авось и согласится». Предположим, что согласилась. Согласилась и быстро поняла, что так-то легче, чем самой добывать пищу и одежду. А возможность покрасоваться перед глупыми честными женщинами в ожерелье из клыков дикого кабана — кто устоит перед таким соблазном? Так в мире появилась первая
профессиональная проститутка, и промискуитет здесь не при чем. Пусть он останется красивой сказкой для стареющих ученых…

Изобретение спиртных напитков стало крупным под­спорьем в развитии проституции: с трезвых глаз как-то стыдно было нести домашний скарб в пещеру, пользу­ющуюся дурной славой. А выпил, и — ничего, ноги сами идут. С тех пор проституция и пьянство — близнецы- братья (или, может быть, сестры?)

А потом люди придумали деньги. Это изобретение было сделано дважды: в Китае во II тысячелетии до Р. X. и примерно на тысячу лет позднее повторно в Малой Азии. После того как натуральный обмен сменился тор­говлей в современном смысле этого слова («товар — деньги — товар»), дело проституции значительно упро­стилось. Не надо было объяснять настойчивому клиен­ту, что топоры у тебя уже есть и горшков тоже в избыт­ке, неси, мол, красавчик, сыр или мясо, а нет ни сыра, ни мяса — извини, кто там, в очереди, следующий, про­ходи в пещеру и вытирай, пожалуйста, ноги. Ишь, чего захотел, кудрявый, за два-то горшка! Уж предлагал бы сразу четыре, я бы еще подумала… Чего стоишь, сни­май шкуру или хочешь так? Что пить будем?

проституция
Фото взяты из открытых источников

Наверное, тогда же случились и первые попытки экс­проприации экспроприированного, то есть попытки си­лой отнять у гулящей то, что она относительно честно заработала своим телом. А значит, появились и первые сутенеры — хотя история по этому поводу хранит гро­бовое молчание. Неправедные доходы вообще любят темноту и тишину.

Дело развивалось, возникла конкуренция, и потре­бовалась организация проституции как бизнеса. Появи­лись первые содержательницы борделей. До изобрете­ния денег этой социальной прослойки явно не существо­вало. Трудно представить себе первобытную мадам, складирующую каменные ножи, шкуры и наконечники для стрел…

Для приблизительного ответа на вопрос, когда и как возникла проституция, достаточно обследовать не­сколько примитивных племен, до сих пор живущих вне денежной системы. Я не знаком с такими данными, но с большой долей вероятности предполагаю, что и там есть женщины, отдающиеся любому, кто согласен выложить достаточное количество ракушек-каури или рыболов­ных крючков.
Так что, как пьянство, воровство и почти как болез­ни, продажа полового акта (либо других сексуальных услуг) за деньги или их натуральный эквивалент любо­му желающему существовала практически всегда, и уж точно возникла она никак не позднее того момента, ког­да люди придумали деньги.

Послушаем мнение профессора Вениамина Тарновского (1888):
«Ни самое строгое методическое преследование всех проявлений проституции во имя религии; ни го­рячая проповедь учения Христа — умерщвление пло­ти и возвышение духа, рядом со страстным искорене­нием всего, напоминающего блуд и возбуждающего похоть; ни полная свобода торговли телом, под усло­вием ненарушения общественной нравственности — ничто не могло в течение всей исторической жизни человечества прекратить проституцию».

Автор: И.В. Князькин
“Всемирная история проституции”

Журнал Sexology:
https://www.instagram.com/sexologyjournal/

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Достичь гармонии и удовлетворения

43600cookie-checkКогда впервые женщина продала свое тело?

Последние записи