МИФ О РОКОВОЙ ЖЕНЩИНЕ

миф о роковой женщине

МИФ О РОКОВОЙ ЖЕНЩИНЕ. Одним из наиболее распространенных мифов является миф о роковой, опасной женщине. Его можно встретить во многих известных нам национально-культурных традициях. Чем более явно выражен раздел между миром мужчин и миром женщин (как правило), тем больше возрастает устойчивость этого мифа. У тех народов, где в вопросах пола царила невежественность, где господствовало отношение к ним как к чему-то иррациональному, демоническому, этот миф принимал характер ужаса, страха перед женщиной. Роковую женщину мы мо­жем найти в “Сказках 1001 ночи”, в Библии, в греческой мифологии, в поэмах Гомера, в западной литературе, причем, начиная от ее исто­ков и по сегодняшний день, в полинезийских преданиях.

Содержание мифа о роковой женщине весьма простое: в роли жертвы опасной женщины выступает подавленный ее волей, подталкиваемый ею не туда, куда надо, постоянно унижаемый мужчина.

Можно выделить определенные разновидности указанного мифа:

ДЕМОНИЧЕСКАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ
Эта черта нередко используется для “очеловечивания” дьявола, демонов. В произведениях искусства женщина была аллегорией
греха. Чтобы овладеть мужчиной и погубить его, демон, злой дух принимает вид соблазнительной женщины. Для него не существует ничего святого. В описаниях сцен соблазнения часто появляется прекрасная женщина, примером тому – Матильда из
“Монаха” А. Левина: “Она разорвала на себе монашеские одежды, полуобнажив грудь. На левой груди сверкало острие ножа. Ах, какая это была грудь! Лучи солнца заливали ее, позволяя монаху насладиться се белизной… неизвестное до сих пор чувство наполнило его сердце страхом, смешанным с наслаждением… кровь забурлила в жилах… Стой! – закричал он вдруг срывающимся голосом. – Я больше
не могу! Останься, колдунья! Оставайся на мою погибель.”Другим примером из произведений искусства может служить Далила, лишившая Самсона его неодолимой силы. Атмосферу соблазнения Самсона прекрасно передает ария Далилы из II акта оперы Сен-Санса. По короткому отрывку из Библии можно представить, каким образом она парализовала волю Самсона: “Она лила слезы и причитала, обращаясь к Самсону с такими совами: ” Почему не хочешь ты открыть мне тайну свою, ты совсем не любишь меня, ненавидишь меня”… Так плакала она семь дней, пока на седьмой день он, не устояв, открыл ей свою тайну, а она тут же открыла ее филистимлянам… и усыпила его Далила на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь волосы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.»

Миф о роковой женщине
Далила и Самсон

РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ
Положение в обществе, уровень развития, образованность и даже сама жизнь мужчины – зачастую определенная разновидность этого мифа. Примеров можно привести много: Клеопатра, леди Макбет, Лукреция Борджиа, Иродиада. Прообразом в этом случае можно считать самку богомола, пожирающую после копуляции самца. Упомянутый миф, возможно, представляет собой своего рода атавизм по отношению к этому прообразу: в полинезийской легенде, например, богиня необы­чайной красоты завлекает мужчин в пещеру и после полового акта поедает их. Похожую мысль можно найти в “Умоляющих” Эсхила: “Кто же сумеет описать дерзкие желания мужчин и страсть готовых на все, властолюбивых женщин! Им уготованы несчастья, однако жиз­нью двоих правит жестокая любовь, поселившаяся в сердце самки, – так бывает у животных, так бывает и у людей”.

В литературе II половины XIX века тип женщины-разрушительни­цы был также весьма популярен.

У многих народов распространена своеобразная, сказочная разновидность этого мифа, в нем действует женщина-вампир. В полинезий­ском предании народа Тонга рассказывается, как прекрасная женщи­на уничтожает мужчину: “Он и не заметил, что с ним происходит. Постепенно у него исчезли все внутренности и осталась только оболочка из кожи, надутая возду­хом… раздалось шипение, воздух вышел… и от него осталась одна сухая скукожившаяся тряпка”.

В западной культуре женщина-вампир часто является действующим лицом восточного мира ужасов. Примером может служить новелла Готье о прекрасной туземке с острова Ява:”Соуджс-Хари было лет тринадцать…, она принадлежала к тому ужасному типу очаровательных вампиров Явы, что высасывают евро­пейца за три недели, лишая его последней капли золота, последней капли крови”.

ОСЛЕПЛЯЮЩАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ
Это, по всей вероятности, самый распространенный и наиболее нейтральный миф о роковой женщине. Околдованный женским очаровани­ем мужчина спустя некоторое время приходит в себя, освобождается от чар, прозревает. Колдовство, сексуально-эротическое ослепление проходит, ему на смену приходит трезвый взгляд на вещи, появляется потребность в духовных узах. Это весьма распространенный в литера­туре и кинематографе сюжет. Можно привести немало других приме­ров наиболее часто описываемых форм поведения роковой женщины и способов, которыми она соблазняет мужчину. Один из самых пре­красных – пение сирен, пение Далилы. Существуют и другие: исполь­зование власти, шантаж, эротический соблазн, полное подавление воли мужчины, который становится в руках женщины исполнителем, инструментом (например, Кармен). Великолепный психолог Шекс­пир показывает в своих произведениях более сложные формы, которые можно было бы определить как поведение в соответствии с собствен­ным вторым Я (например, леди Макбет).

МИФ О РОКОВОЙ ЖЕНЩИНЕ

Из чего складывается этот миф, каковы его источники и механизм действия?

— противоречивость отношения, к женщине, вызванная чувством неуверенности в себе как в мужчине, страхом перед интимной жизнью. Излечить этот страх якобы призвана женщина;

— попытка преодолеть чувство собственной неполноценности, испытываемое мужчиной. В этом случае женщина воспринима­ется как угроза, как враг, демон;

—  отражение собственных трудностей, неудач, расстройств;

— реакция на отличную от мужской, непонятную природу жен­щины.

Иным, но не менее важным источником происхождения мифа может быть собственный опыт, распространяемый на всю прекрасную поло­вину человечества. Сколько исследований посвящено Клеопатре, Лукреции Борджиа, сколько в них творческой выдумки!

Устойчивая популярность и широкая распространенность этого ми­фа свидетельствует об определенных трудностях в понимании природной сущности и сексуальности женщины, о собственных неудачах и расстройствах в сексуальной области.

Автор: Редакция Sexology
https://www.instagram.com/sexologyjournal/

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
МИФ О ДОН ЖУАНЕ

38470cookie-checkМИФ О РОКОВОЙ ЖЕНЩИНЕ

Последние записи