НЕОФРЕЙДИЗМ

неофрейдизм

НЕОФРЕЙДИЗМ, направление в сов­ременной, преимущественно американской, психологии и философии, развившееся в кон­це 1930-х годов из ортодоксального фрей­дизма. В противоположность Фрейду, ко­торый в основе мотивации поведения и дея­тельности человека усматривал глубинные подсознательные процессы при ведущей ро­ли сексуального либидо и сублимации (вы­теснение и преобразование сексуальных вле­чений в иные виды деятельности), предста­вители неофрейдизма считают ведущим фак­тором межличностные отношения, при кото­рых решающую роль играет не конституция организма и наследственно предопределённые влечения, а общественно культурные воздей­ствия. Неофрейдисты, не отрицая взглядов Фрейда на одинокость личности и антаго­нистический характер её отношений с соци­альным окружением, признавая спонтанность мотивации изнутри, тем не менее опреде­ляющим фактором считают ту реальность, которая порождает межперсональные отно­шения. Такой реальностью считаются со­циальные процессы, а индивидуальные фор­мы реагирования на них любовь и нена­висть, стремление к власти и к подчине­нию ей, устремлённость к чувственным наслаждениям и страх перед ними — продук­тами социальных процессов.

Таким обра­зом, если у Фрейда основным невротизирующим личность фактором считалось репрессирование свободы проявлений сексуальных потребностей, то у представителей неофрейдизма это более широкое воздей­ствие на личность и её свободу, вслед­ствие чего возникают механизмы «бегства от свободы»: садизм, мазохизм, деструктивизм (разрушать мир, чтобы он не разрушал ме­ня) и автоматический конформизм (подчи­нение социальным нормам с отрицанием все­го оригинального и независимого). В резуль­тате происходит социологизация психологии при одновременной психологизации явлений (например, объяснение фашизма стремлением и готовностью людей отказаться от свобо­ды с целью обеспечить свою безопасность, в том числе и путём подавления стремящей­ся к свободе сексуальной игровой потен­ции). Идея зависимости индивидуальных пси­хологических конфликтов и травм от социаль­ных воздействий привела к идее психоте­рапевтического регулирования этих воздейст­вий. Таким образом, произошло смещение от терапии личности к поискам средств излечения «больного общества». Иначе, индивидуальный невроз расценивается как част­ный случай коллективного угнетения, вслед­ствие чего личность должна искать выход не через «бегство в болезнь», а через реали­зацию своих внутренних потенций. При этом наибольшая надежда возлагается на средст­ва, выработанные древневосточными рели­гиями.

Несколько отличается от классического неофрейдизма (но также входящее в дви­жение постфрейдизма) новое направление в психоанализе под названием психологии «эго». Неопсихоаналитики этого направле­ния пытаются преодолеть расщепление чело­веческой индивидуальности, декларируемое Фрейдом, путём восстановления в правах самостоятельности и стабильности личности. Для этого следует включить в «эго» меха­низмы ориентации в среде (перцепции), построение понятий (мнемических) и управ­ление двигательными актами. Они не зави­сят от влечений (подсознательного), авто­номны, что подразумевает способность лич­ности к самозащите от невротизации через их энергетическую активацию либо путём переключения первичной энергии влечений на нужды «эго».
В советской научно-философской литерату­ре, ориентированной на догматическое при­знание только марксистско-ленинской сверх­идеологизированной философии, неофрей­дизм и другие направления постфрей­дизма (как и ортодоксальный фрейдизм) под­вергались беспощадной критике, причём от­рицались или замалчивались и позитивные разработки в русле указанных учений. В по­следнее время критика стала более конструк­тивной, так как, обращаясь к изучению человека, нельзя отрицать в нём целый ряд проявлений, в том числе и относящихся к глубинным процессам психики и тем более воздействиям на них тех или иных факто­ров социальной действительности, самовоздействию и психотерапевтическому воздей­ствию врача или психолога. Продуктивность критического подхода к фрейдизму, нео­фрейдизму и постфрейдизму в целом видится в признании многомерности, взаимодопол­няемости, а потому и неделимости биосо­циальной природы человека.

Журнал Sexology:
https://www.instagram.com/sexologyjournal/

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Виртуальный секс

42630cookie-checkНЕОФРЕЙДИЗМ

Последние записи