НЕВРОТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ

Невротическая потребность в любви

Невротическая потребность в любви и привязан­ности часто принимает форму сексуальной страсти или ненасытной потребности в сексуальном удовле­творении. В свете этого факта нам приходится под­нять вопрос о том, не вызван ли в целом феномен невротической потребности в любви неудовлетво­ренностью в сексуальной жизни, не вызвано ли все это стремление к любви, контакту, пониманию, под­держке не столько потребностью в успокоении, сколько неудовлетворенным либидо.

Фрейд был склонен именно так смотреть на этот вопрос. Он видел, что многие люди, страдающие неврозом, навязывают свою привязанность другим людям, цепляясь за них. Он описывал такое отноше­ние как возникающее в результате неудовлетворен­ного либидо. Эта концепция, однако, основана на определенных предпосылках. В ней заранее пред­полагается, что все те проявления, которые сами по себе не являются сексуальными, такие, как желание получить совет, одобрение или поддержку, являют­ся формой выражения сексуальных потребностей, ослабленных или «сублимированных». Более того, в ней также заранее предполагается, что нежность является результатом запрещенного или «сублими­рованного» проявления сексуальных влечений.

Такие предположения не имеют подтверждения. Связи между чувствами любви, привязанности, проявлениями нежности и сексуальностью не явля­ются столь тесными, как мы иногда полагаем. Антро­пологи и историки утверждают, что индивидуальная любовь — это продукт культурного развития. Бриффолт полагает,что сексуальность имеет более близкое отношение к жестокости, чем к нежности, хотя его утверждения не являются вполне убедительны­ми. Однако из наблюдений, почерпнутых в нашей культуре, мы знаем, что сексуальность может суще­ствовать без любви или нежности, а любовь или нежность — без сексуальных чувств. 

Невротическая потребность в любви
Фото взяты из открытых источников

Например, нет никаких доказательств того, что нежность между матерью и ребенком имеет сексуальную природу. Все, что мы можем заметить, — и это результат от­крытия, сделанного Фрейдом — так это то, что могут присутствовать сексуальные элементы. Мы можем наблюдать многообразные связи между неж­ностью и сексуальностью: нежность иногда предше­ствует сексуальным чувствам; человек способен испытывать сексуальные желания, осознавая при этом лишь наличие нежных чувств; сексуальные желания могут стимулировать нежные чувства или переходить в них. Хотя такие переходы между неж­ностью и сексуальностью определенно указывают на тесную связь между ними, тем не менее представ­ляется более правильным быть осторожнее и допус­кать существование двух различных категорий чувств, которые могут совпадать, переходить друг в друга или заменяться одно другим.

Кроме того, если мы примем предположение Фрейда о том, что неудовлетворенное либидо явля­ется побуждающей силой в поиске любви, то едва ли будет понятно, почему мы находим то же самое страстное стремление к любви, со всеми описанны­ми осложнениями — собственническим отношени­ем, требованиями безоговорочной любви, чувством отвержения и т. д., — у лиц, чья сексуальная жизнь с физиологической точки зрения является полностью удовлетворительной. Однако, поскольку нет сомне­ния в том, что такие случаи действительно сущест­вуют, неизменно приходишь к заключению, что не­удовлетворенное либидо не объясняет данное явле­ние, но его причины лежат вне сексуальной сферы .

Наконец, если невротическая потребность в любви была бы только сексуальным феноменом, нам было бы затруднительно понять многообраз­ные, связанные с ней проблемы, такие, как собст­венническое отношение, требование безоговороч­ной любви, чувство отверженности. Надо признать, что эти различные проблемы были установлены и детально описаны: например, ревность прослежива­лась вплоть до соперничества детей в семье или Эди­пова комплекса; безоговорочная любовь — до орального эротизма; собственническое отноше­ние — до анального эротизма и т.д.

Невротическая потребность в любви
Фото взяты из открытых источников

Но при этом не было понимания, что в реальности весь спектр отно­шений и реакций, описанных в предыдущих главах, предстает как целостная структура. Без признания тревоги как движущей силы, стоящей за потребнос­тью в любви, мы не сможем понять всех тех условий, при которых данная потребность возрастает или уменьшается.

Посредством искусного метода свободных ассо­циаций Фрейда в процессе анализа можно просле­дить точную связь между тревогой и потребностью в любви, в особенности если обратить внимание на ко­лебания потребности пациента в любви и привязан­ности. После периода совместной конструктивной работы пациент может внезапно изменить свое по­ведение и начать выдвигать требования о продле­нии времени, отводимого ему аналитиком, или страстно возжелать дружбы аналитика, или начать слепо восхищаться им, или может стать чрезмерно ревнивым, начать проявлять собственнические чув­ства, свою уязвленность, сетуя, что он является «не более чем пациентом».

Одновременно у него возрас­тает тревожность, проявляющаяся либо в сновиде­ниях, либо в чувстве преследования, либо в физио­логических симптомах, таких, как понос или частые позывы к мочеиспусканию. Пациент не осознает, что испытывает тревожность или что его усилив­шаяся потребность в аналитике обусловлена лишь его собственной тревожностью. Если аналитик вы­явит эту связь и покажет ее пациенту, то вместе они установят, что непосредственно перед внезапной влюбленностью были затронуты проблемы, которые вызвали у пациента тревогу; например, он, может быть, воспринял интерпретацию аналитика как не­справедливое обвинение или как унижение.

Последовательность реакций представляется следующей: возникает проблема, обсуждение кото­рой вызывает сильную враждебность, направлен­ную против аналитика; пациент начинает ненави­деть аналитика, желать его смерти; он немедленно вытесняет свои враждебные побуждения, у него по­является страх, и в силу потребности в утешении он цепляется за аналитика; когда эти реакции тща­тельно прорабатываются, враждебность, тревож­ность и вместе с ними повышенная потребность в любви отступают на задний план.

Невротическая потребность в любви
Фото взяты из открытых источников

Повышенная по­требность в любви, по-видимому, столь постоянно представляет собой результат тревожности, что ее вполне можно рассматривать как сигнал неблагопо­лучия, указывающий на то, что тревожность близка к выходу наружу и требует успокоения. Описанный процесс вовсе не ограничивается только процессом анализа. В точности такие же реакции имеют место в личных отношениях. Например, в браке муж может навязчиво льнуть к своей жене, быть ревни­вым собственником, идеализировать ее и восхи­щаться ею, хотя в глубине души ненавидеть и боять­ся ее.

О чрезмерно сильной преданности, маскирующей скрываемую ненависть, оправданно говорить как о «сверхкомпенсации», сознавая при этом, что этот термин дает лишь грубое описание и ничего не гово­рит о движущих силах этого процесса.

Если вследствие всех вышеприведенных причин мы отказываемся признавать сексуальную этиоло­гию потребности в любви, тогда возникает вопрос, случаен ли тот факт, что невротическая потреб­ность в любви иногда идет в паре с сексуальными желаниями, или целиком представляется как сексу­альное желание, или же имеются определенные ус­ловия, при которых потребность в любви ощущается и выражается половым путем.

В определенной мере сексуальная форма выра­жения потребности в любви зависит от того, благо­приятствуют этому внешние обстоятельства или нет. До некоторой степени она зависит от особеннос­тей культуры, различий в жизненной энергии и сек­суальном темпераменте. И, наконец, она зависит от того, является ли сексуальная жизнь человека удов­летворительной, ибо, если она таковой не является, он с большей вероятностью будет реагировать сексу­альным образом, нежели удовлетворенные сексу­альной жизнью лица.

Хотя все эти факторы самоочевидны и оказыва­ют определенное влияние на реакцию индивида, они не объясняют в достаточной степени основопо­лагающие индивидуальные различия. У данной ка­тегории людей, проявляющей невротическую по­требность в любви, эти реакции колеблются от одного человека к другому. Так, имеется некоторая категория лиц, чьи контакты с другими немедленно, почти принудительно, принимают сексуальную ок­раску большей или меньшей интенсивности, в то время как у большинства лиц сексуальная возбуди­мость или сексуальные действия находятся в грани­цах нормального диапазона чувств и поведения.

Невротическая потребность в любви
Фото взяты из открытых источников

К первой группе относятся люди, которые непре­рывно переходят от одной сексуальной связи к дру­гой. Более близкое знание их реакций показывает, что они чувствуют свою небезопасность, незащи­щенность и крайнюю неустойчивость, когда нахо­дятся вне какой-либо связи или не видят прямой возможности установить ее. К той же группе, хотя и подчиняясь большему числу внутренних запретов, относятся люди, которые имеют ограниченные связи, но склонны создавать эротическую атмосфе­ру в отношениях с другими людьми независимо от того, чувствуют они к ним особую привязанность или нет.

Наконец, сюда можно отнести и третью группу лиц, с еще большими сексуальными запрета­ми, которые, однако, легко возбуждаются сексуаль­но и навязчиво ищут потенциального сексуального партнера в каждом мужчине или женщине. В этой последней подгруппе навязчивая мастурбация может — но не обязательно должна — занимать место сексуальных отношений.

Для этой группы характерны многочисленные вариации в степени достигаемого физического удовлетворения, но общей чертой представителей данной группы, помимо навязчивой природы их сексуальных потребностей, является определенная неразборчивость в выборе партнеров. Они облада­ют теми же самыми характеристиками, которые мы уже обнаружили при общем рассмотрении лиц с невротической потребностью в любви.

Кроме того, поражает несоответствие между их готовностью иметь сексуальные отношения, реальные или вооб­ражаемые, и глубоким нарушением их эмоциональ­ных отношений с другими людьми, — нарушением, которое более значительно, чем в среднем у челове­ка, преследуемого базальной тревожностью. Эти люди не только не могут верить в любовь, но прихо­дят в полное смятение (или, если речь идет о мужчи­нах, становятся импотентны), если им предлагается любовь. Они могут осознавать свое защитное отно­шение или склоняться к обвинению своих партне­ров. В последнем случае они убеждены в том, что им никогда не доводилось и не доведется встретить хо­рошую девушку или добродетельного мужчину.

Невротическая потребность в любви
Фото взяты из открытых источников

Сексуальные отношения означают для них не только облегчение специфического сексуального напряжения, но также являются единственным путем установления человеческого контакта. Если у человека выработалось убеждение, что для него практически исключена возможность получения любви, то тогда физический контакт может служить заменителем эмоциональных связей. В этом случае сексуальность является основным, если не единст­венным, мостом, связывающим его с другими людь­ми, и поэтому приобретает чрезмерное значение.

У некоторых людей недостаток разборчивости проявляется в отношении пола потенциального партнера; они будут активно искать отношений с обоими полами или будут пассивно уступать сексу­альным притязаниям безотносительно к тому, исхо­дят ли они от лица противоположного или одного с ними пола. Первый тип нас здесь не интересует, по­тому что, несмотря на то, что у его представителей сексуальность также поставлена на службу уста­новления человеческого контакта, который трудно­достижим иным образом, основополагающим моти­вом является не столько потребность в любви, сколько стремление подчинять себе, или, точнее, по­корять и подавлять других.

Это стремление может быть столь властным, что сексуальные различия стираются. Как мужчины, так и женщины должны быть подчинены — сексуально или иным путем. Но лиц второй группы, которые склонны уступать сек­суальным притязаниям обоих полов, толкает на это неослабевающая потребность в любви, особенно страх потерять очередного партнера из-за своего от­каза на предложение сексуального плана или если они осмелятся защищать себя от каких-либо, спра­ведливых или несправедливых, притязаний по от­ношению к ним.

По моему мнению, ошибочно объяснять феномен неразборчивости в связях с представителями обоих полов на основе бисексуальности. В этих случаях нет указаний на подлинное влечение клипам своего пола. Кажущиеся гомосексуальные наклонности ис­чезают, как только место тревожности занимает здоровая уверенность в себе, точно так же исчезает неразборчивость в отношениях с противоположным полом.

То, что говорилось о бисексуальных отношениях, может также пролить некоторый свет на проблему гомосексуализма. В действительности имеется много промежуточных стадий между описанным «бисексуальным» и собственно гомосексуальным типом. В истории последнего имеются определен­ные факторы, ответственные за то, что он не при­знает человека противоположного пола в качестве сексуального партнера. Конечно, проблема гомосек­суализма намного сложнее, чтобы быть понятой с какой-либо одной точки зрения. Здесь достаточно сказать, что я еще не встречала гомосексуального человека, у которого не имели бы также место фак­торы, характерные для «бисексуальной» группы.

Невротическая потребность в любви
Фото взяты из открытых источников

В последние несколько лет некоторые психоана­литики указывали на возможность усиления сексу­альных желаний вследствие того, что сексуальное возбуждение и удовлетворение служат выходом для тревожности и скапливающегося психологического напряжения. Это механическое объяснение может иметь свои основания. Однако я считаю, что имеют место также психологические процессы, которые ведут от тревожности к возрастанию сексуальных потребностей, и что можно выявить эти процессы. Такое представление базируется как на психоана­литических наблюдениях, так и на исследовании ис­тории жизни таких пациентов в сочетании с изуче­нием их черт характера вне сексуальной сферы.

Пациенты этого типа могут с самого начала без­умно влюбляться в аналитика, пылко требуя ответ­ной любви. Или сохранять выраженную отчужден­ность в ходе анализа, перенося свою потребность в сексуальной близости вовне, на какого-либо челове­ка, напоминающего аналитика. Или, наконец, по­требность такого человека устанавливать сексуаль­ный контакт с аналитиком может проявляться исключительно в сновидениях или в сексуальном возбуждении во время сеанса. Пациенты часто крайне удивлены этими явными признаками сексу­ального желания, потому что не чувствуют ни увле­чения, ни каких-либо признаков любви к аналити­ку, а также какой-либо привязанности к ним со стороны аналитика.

В действительности сексуаль­ная привлекательность, исходящая от аналитика, не играет никакой заметной роли, точно так же как сексуальный темперамент таких пациентов не яв­ляется более пылким или неконтролируемым, чем у других, а их тревожность — большей или меньшей, чем у других пациентов. Что характеризует их, так это глубокое неверие ни в какую искреннюю лю­бовь. Они глубоко убеждены в том, что аналитик ин­тересуется их проблемами и ими самими лишь вследствие скрытых мотивов, что в глубине души он презирает их и что, вероятно, он принесет им боль­ше вреда, чем пользы.

Из-за невротической сверхчувствительности в каждом случае психоанализа имеют место реакции злобы, гнева и подозрительности, но у пациентов с особенно сильными сексуальными потребностями эти реакции формируют постоянное и стойкое от­ношение. Создается впечатление, что существует невидимая, однако непроницаемая стена между аналитиком и пациентом. Когда такие пациенты сталкиваются с собственной трудной проблемой, их первое побуждение — сдаться, бросить психоана­лиз. Их поведение во время анализа представляет точную копию того, что они делали всю жизнь. Раз­ница заключается лишь в том, что до анализа они были в состоянии избегать знания о том, сколь хруп­кими и запутанными в действительности были их личные отношения. Легкое вступление в сексуаль­ный контакт способствовало запутанности ситуа­ции и вело их к мысли о хороших человеческих отно­шениях в целом.

Невротическая потребность в любви
Фото взяты из открытых источников

Описанные мной отношения столь регулярно встречаются вместе, что каждый раз, когда пациент с самого начала психоанализа начинает обнаружи­вать сексуальные желания, фантазии или сновиде­ния в отношении аналитика, я готова найти особен­но глубокие нарушения в его личных отношениях. В соответствии со всеми наблюдениями на этот счет можно утверждать, что пол аналитика более менее безразличен. Успешная работа аналитика с пациен­том может иметь одинаковый результат для обоих. Поэтому было бы грубой ошибкой принимать за чистую монету их гомосексуальные желания, выра­жаемые в сновидениях или иным образом.Большая доля того, что предстает как сексуаль­ность, в реальности имеет очень мало общего с ней, но является выражением желания получить успо­коение. Если не принимать этого во внимание, можно переоценить роль сексуальности.

Человек, чьи сексуальные потребности возраста­ют под неосознаваемым влиянием тревожности, на­ивно склонен приписывать интенсивность своих сексуальных потребностей врожденному темпера­менту или свободе от общепринятых табу. Делая это, он совершает ту же самую ошибку, что и люди, переоценивающие свою потребность в сне, вообра­жая, что их конституция требует десяти или более часов сна, в то время как в действительности их по­вышенная потребность в сне может быть вызвана различными, не находящими выхода эмоциями.

Сон может служить в качестве одного из средств ухода от всех конфликтов. То же самое относится к еде или питью. Еда, питье, сон, сексуальность являются жизненно важными потребностями. Их интенсив­ность колеблется не только вместе с индивидуаль­ной конституцией, но также зависит от многих дру­гих условий: климата, источников удовлетворения, внешней стимуляции, степени тяжести работы, фи­зических условий. Но все эти потребности также могут возрастать в результате действия бессозна­тельных факторов.

Связь между сексуальностью и потребностью в любви проливает свет на проблему полового воздер­жания. Насколько легко человек может переносить половое воздержание, зависит от культуры и инди­видуальных особенностей, а также от различных психологических и физических факторов. Однако нетрудно заметить, что человек, нуждающийся в сексуальности как средстве ослабления тревожнос­ти, особенно неспособен терпеть какое-либо воздер­жание, даже кратковременное.

Эти соображения ведут к определенным раз­мышлениям относительно той роли, которую сек­суальность играет в нашей культуре. Мы имеем тенденцию с определенной гордостью и удовлетво­рением смотреть на наше либеральное отношение к сексуальности. Конечно, со времен викторианской эпохи произошли изменения к лучшему. У нас боль­ше свободы в сексуальных отношениях и больше возможностей получить удовлетворение.

Невротическая потребность в любви
Фото взяты из открытых источников

… Культурная ситуация отражается также в пси­хоаналитических концепциях. Одним из величай­ших достижений Фрейда является то, что он содей­ствовал приданию сексуальности ее подлинного важного значения. Однако сексуальными счита­ются многие явления, которые в действительности являются выражением сложных невротических со­стояний, и главным образом выражением невроти­ческой потребности в любви.

Например, сексуальные желания в отношении аналитика обычно интерпре­тируются как повторение сексуальной фиксации на отце или матери, но нередко вовсе не являются под­линными сексуальными желаниями, а служат выра­жением некоторого успокаивающего контакта для снижения тревожности. Конечно, пациент часто вы­сказывает ассоциации или сновидения (выражаю­щие, например, желание лежать возле груди матери или возвратиться в материнскую утробу), которые предполагают «перенесение» на фигуры отца или матери. Однако мы не должны забывать, что такое видимое перенесение может быть лишь формой, в которой выражается потребность пациента в любви или заботе.

Даже если желания в отношении аналитика вос­принимаются как прямое повторение сходных же­ланий в отношении отца или матери, это не будет доказательством того, что инфантильная привязан­ность к родителям сама по себе является подлинно сексуальной привязанностью. Имеется много свиде­тельств того, что во взрослых неврозах все черты любви и ревности, которые Фрейд описал как черты Эдипова комплекса, могут существовать уже в дет­стве, но такие случаи встречаются не так часто, как предполагал Фрейд. Как я уже упоминала, я считаю, что Эдипов комплекс является не первичным процес­сом, а результатом нескольких процессов, разных по своей природе.

Он может быть, скорее, простой реак­цией ребенка, вызванной сексуально окрашенными ласками родителей, или наблюдением им сексу­альных сцен, или поведением одного из родителей, который делает ребенка объектом слепой привязан­ности. С другой стороны, он может быть результа­том намного более сложных процессов. Как я уже упоминала, в тех семейных ситуациях, которые представляют обильную почву для развития Эдипова комплекса, у ребенка обычно имели место сильный страх и враждебность, и в результате их вытеснения развивается тревожность.

Мне представляется ве­роятным, что в этих случаях Эдипов комплекс воз­никает вследствие того, что ребенок льнет к одному из родителей ради успокоения. В действительности полностью развившийся Эдипов комплекс, как он был описан Фрейдом, обнаруживает все эти тенден­ции: чрезмерные требования безусловной любви, ревность, собственническое отношение, ненависть вследствие отвержения, — которые характерны для невротической потребности в любви. В этих случаях Эдипов комплекс нельзя рассматривать как источ­ник невроза, так как он сам является невротичес­ким образованием.

Международная академия сексологии
https://academysexology.ru

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Страх ожидания неудачи

50680cookie-checkНЕВРОТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ

Последние записи