Психоанализ. Создателем психоанализа является австрийский врач 3. Фрейд (1856—1939). Его вклад в науку высоко, но неоднозначно, оценивается учеными. Определяя роль психоанализа, 3. Фрейд говорит о нем, как о третьем тяжелом ударе, нанесенном самовлюбленному человечеству. Первым, по его мнению, ударом был «космологический», связанный с появлением гелиоцентрической системы Коперника (XVI в.). Второй удар — учение Ч. Дарвина о естественном отборе (середина XIX века), разрушившее стену, отделяющую человека от животного. Третий же удар (открытие психоанализа) показал, что сознательному «Я» известны и подвластны далеко не все душевные процессы.
В действительности «Я» не является хозяином в своем собственном доме. Возникнув как психотерапевтический метод, психоанализ вскоре стал претендовать на создание общепсихологической теории, а затем распространился на область социокультурной проблематики. В соответствии с этим в нем можно выделить три разнородных пласта: медицинский, исследующий этиологию неврозов и разрабатывающий методы их лечения; психологический, описывающий структуру, содержание и принципы деятельности человеческой психики; социально-философский, пытающийся дать истолкование всему многообразию духовной и практической жизни людей [Попова М. А., 1985].
Психоанализ, по-своему объясняет происхождение некоторых сексуальных расстройств. Так, I. Bierber (1974) отмечает, что часто причиной эрекциоиных нарушений являются опасения родителей в отношении возникновения сексуальных реакций у детей по отношению к ним, когда последние вступают в эдипов период. Часть же родителей находится в состоянии сексуальной конкуренции со своими детьми одноименного пола. Результатом является такое их воспитание, когда грядущие половые отношения рассматриваются как нечто угрожающее.
Иногда нарушение эрекций — результат подсознательных страхов, связанных с эдиповым комплексом. Эти страхи удавалось устранить, постепенно истолковывая пациенту причины болезни, что приводило к положительным лечебным результатам. Нарушения эрекции рассматривались как результат подсознательного восприятия супруги в качестве объекта, с которым должна существовать эмоциональная, а не сексуальная близость.
V. Frick-Bruder (1979) отмечает, что если функционально обусловленные нарушения эрекции не связаны с малой привлекательностью партнерши или отвращением к ней, а также неразрешенными конфликтами во взаимоотношениях, стрессом, физическим или психическим утомлением, то их причину следует искать в страхах и конфликтах периода раннего детства. Речь при этом идет о неразрешенных конфликтах фаллическо-эдиповой стадии.

Характерный для этого периода детский страх кастрации не преодолевается, как при нормальном развитии, а сохраняется и переносится на женские половые органы, которые символизируют мать. Неосознанное опасение, что член может быть отрезан во влагалище, ведет к нарушению эрекции и уклонению от совокупления, которое рассматривается как опасное. Нарушения эрекции могут иметь место и при латентной гомосексуальности. Поскольку в этом случае идентификации с отцом не было, происходит отождествление с женской половой ролью и стремление избегать фаллической активности. J. Karacan, C. A. Moore сообщают, что появление теории психоанализа вызвало радикальный сдвиг в представлениях об этиологии психогенных сексуальных нарушений.
Впервые внутренний психический конфликт, коренящийся во впечатлениях младенчества и детства, был рассмотрен в качестве основного источника сексуальных нарушений. Нарушения эрекции рассматривались как результат неосознанной попытки мужчины избежать вины кровосмешения либо как проявление неосознанной боязни кастрации либо как результат попытки избежать проявления неосознаваемых садистических наклонностей. Другие психоаналитики связывали нарушения эрекции с неосознанной мужчиной боязнью женщин (представление о «влагалище с зубами»), бессознательным гомосексуальным влечением или же ощущением мужской неполноценности.
Со ссылкой на мнение B. S. Reynolds (1977) авторы отмечают, что в целом, однако, психоанализ оказался неэффективным для лечения нарушений эрекции. J. Marmor (1976) установил, что больные с дебютантными сексуальными нарушениями часто происходят из семьи, где подавляется сексуальность, или строгой религиозной среды, в которой секс никогда не обсуждался или же рассматривался как нечто грязное и порочное. Возможно, они находились в чрезмерно тесных отношениях со своими обольстительными матерями, в результате чего у них развилось значительно выраженное бессознательное чувство вины кровосмешения и боязнь кастрации, которые оказывали неблагоприятное влияние на качество половых актов.
Иногда же, напротив, мать могла восприниматься больше могущественной и требовательной, чем любящей. Соответственно вагина представлялась ненасытной или наказующей, что приводило к возникновению страха перед половым актом. Отец в таких случаях выполнял в семье подчиненную функцию или его вообще не было. По мнению J. Sadger (1923), высказанные ребенку запрещения матери мочиться на нее, равно как и замечания, направленные на табуирование его эрекций, могут впоследствии привести к психогенным сексуальным нарушениям в том случае, если бессознательные связи с матерью станут стойкими и неразрывными.

В психоаналитической литературе имеются сообщения, которые связывают причину болезни с нарушением межличностных отношений Salzmann L., 1972; Kaplan H. S., 1974; Gill H., Temperlay J., 1974]. В этих случаях нарушения эрекции рассматриваются как проявление враждебности по отношению к партнерше.
В ходе психоанализа вскрываются и другие причины психогенных сексуальных нарушений. Так, R. Greenson (1986) сообщает о мужчине 30 лет, который страдал половым расстройством, обнаруживающимся только по отношению к своей супруге. Вместе с тем с другими партнершами он был полностью потентен. В ответ на проведенную интерпретацию пациент отметил, что он не достоин иметь половое сношение с хорошей женщиной, так как от него исходят «разрушительные вещи», когда он позволяет себе «это».
Указанный автор описывает и случай психогенной аноргазмии, причину которой он вскрыл при психоанализе. Речь идет о пациентке, которая не смогла пережить оргазм при половом акте с мужем, несмотря па выраженное сексуальное возбуждение и безупречную технику супруга. С течением времени возбуждение просто исчезло. Пациентка ни в чем не винила мужа и отметила, что он даже гладко выбрит (!). Когда она сказала это, слезы потекли по ее лицу (!). Так как позиция обычного слушателя не позволила вскрыть истоков аноргазмии, то исследователь перешел на позицию сопереживания.
Он представил, что какая-то его часть стала пациенткой и решил в этом новом качестве пережить те события, о которых она рассказывала, а также аналитический сеанс. Это удалось, так как Р. Гринсон работал с ней несколько лет. Он построил рабочую модель пациентки, состоящую из ее физической внешности, поведения, манеры двигаться, желаний, чувств, защит, ценностей, отношений и т. д. Эта модель «Я» была перемещена на передний план, а «Я» аналитика на время оказалось изолированным.
По мере того, как «глазами пациентки» просматривались описанные ею события, всплыло несколько новых идей. Ее муж, как отметила женщина, осыпал ее поцелуями (англ, (о вЬои’ег — осыпать, принимать душ). В связи с этим вспоминалась сцена из детства, когда она принимала душ вместе с отцом. Это было одно из самых приятных воспоминаний об ее обычно сердитом отце. Обращал внимание следующий момент из воспоминаний: ее отец был очень волосат. С одной стороны, это делало его чувственным, а с другой — пугало.
В поцелуях отца она наиболее живо вспомнила его усы. В связи с этим на ум пришло замечание пациентки, касающееся мужа: «Он был даже гладко выбрит». Это вернуло исследователя к прежнему состоянию аналитика. Если раньше он думал, что это высказывание связано с ее матерью, то теперь понял, что гладко выбритый, любящий и внимательный муж вызвал контрастную картину ее репрессированных сексуальных желаний к сердитому и садистскому отцу. Вследствие этого она не смогла достичь оргазма и оплакивала гладкое лицо супруга.

Психоанализ по-своему трактует и парафилии. Интерес представляет объяснительная модель некоторых случаев гомосексуальности у мужчин, рассматриваемых через призму идентификации. Мальчик, долго и интенсивно фиксированный на своей матери вследствие эдипова комплекса, и после наступления половой зрелости не приходит к необходимости смены матери на другой сексуальный объект [3. Фрейд, 1925]. Дело принимает неожиданный оборот. Юноша идентифицирует себя с матерью, «превращается» в нее и ищет объекты, которые могли бы заменить ему его «Я», которые он мог бы так любить и ласкать, как это делала мать по отношению к нему.
А. М. Свядощ (1974) отмечает, что, по 3. Фрейду, чувство отвращения, испытываемое гетеросексуалами к гомосексуализму, связано не с его противоестественностью, а с тем, что они подавляют у себя скрытые гомосексуальные тенденции. Автор сообщает о том, что ряд психоаналитиков рассматривают гомосексуализм как результат задержки сексуального развития на раннем детском этапе, вследствие чего не возникает гетеросексуальный выбор объекта.
Он отмечает, что по I. Schultz (1934) к развитию гомосексуализма у мужчин ведет «злая холодная мать» при наличии мягкого отца. В отношении женщин-гомосексуалисток O. Fenichel (1954) утверждает, что у них или имеют место нарциссические тенденции, или резко выражена идентификация с отцом (желание обладать пенисом). Как отмечает И. С. Кон (1988), 3. Фрейд связывает гомосексуальность с изначальной бисексуальностью человека.
В литературе имеется сообщение [Imielinski K., 1986], что, согласно психоаналитическим представлениям, тяжелые психические травмы в детском возрасте могут привести к возникновению прочной связи (фиксации) определенной части либидо с одной из фаз его развития: оральной, анальной или фаллической. Это обусловливает появление в психике взрослого человека признаков, характерных для указанных ранних фаз развития либидо, а также проявляется в виде сексуальных девиаций, мастурбации, эгоизма и неспособности к глубокому переживанию эротической любви.
Рассуждая о природе садизма и мазохизма, 3. Фрейд (1989) отмечает, что они представляют собой два замечательных примера слияния стремления к жизни и стремления к смерти, и высказывает предположение, что все инстинктивные побуждения состоят из таких смесей и сплавов обоих влечений.
Психоанализ используется для лечения некоторых форм сексуальных расстройств, включая перверсии. C. Allen (1969) применяет поверхностный и глубокий психоанализ (цит. по К. Imielinski, 1974). Поверхностный психоанализ является сокращенным вариантом глубокого и включает интерпретацию ассоциаций, проводимую в течение нескольких недель. Пациент, находясь в состоянии приятного покоя, выражает ассоциации, связанные с симптомами его заболевания. Это позволяет выяснить причины одного нарушения за другим. Этот вариант может успешно применяться при фетишизме и умеренной степени сексуальной аверсии.
Напротив, не следует ожидать хороших результатов при гомосексуализме, садомазохизме и других более грубых половых извращениях. Но даже, например, при фетишизме методика позволяет ликвидировать единичные симптомы, но не элиминирует всего эмоционального нарушения. Достоинство этого метода состоит в его простоте и возможности достижения быстрых результатов (если существующие симптомы поддаются быстрой ликвидации). Однако с его помощью нельзя достигнуть глубоких изменений личности, а изолированная атака на эмоциональную сферу до момента ликвидации симптома повышает барьер страха и приводит к опасности развития депрессии и возникновения суицидальных попыток.

Вместе с тем тщательный анализ перенесений, возникающих при глубоком психоанализе, по мнению C. Allen (1969), является наилучшим методом лечения психосексуальных расстройств. Автор отмечает, что существует два подхода к их терапии. В первом подходе стремятся достигнуть целостного изменения психики через освобождение либидо. Пациенту не позволяют предпринимать половых сношений до тех пор, пока он не приобретет уверенность в том, что произошло полное освобождение от фиксации или регрессии. Запрет некоторым пациентам в исполнении их стремлений ускоряет процесс развития реакций переноса. Им не разрешают говорить о своих сексуальных влечениях и реализовать их.
Следовательно, фетишист не может касаться фетишей, а трансвеститу возбраняется одеваться в одежду лиц противоположного пола и т. п. Эти запреты вызывают у больных страх, который ускоряет процесс лечения. Согласно второму подходу, пациент, напротив, должен совершать половые акты, если считает себя к ним способным, и продолжать делать это даже тогда, когда они удаются частично или вообще не удаются. L. H. Rubinstein (1958), опираясь на десятилетний опыт психоаналитического лечения, осуществил полный анализ нескольких случаев гомосексуализма. Он утверждает, что значительное количество пациентов ощущает выраженное улучшение после этого лечения и указывает на полный анализ как лечение выбора. Автор также отмечает, что хороший эффект может быть получен при укороченных и модифицированных формах анализа при условии соответствующего подбора пациентов.
I. Bieber et al. (1962) представили результаты лечения психоанализом 106 гомо- и бисексуалов. Авторы пришли к выводу, что каждый из 5 гомосексуалистов вылечился и бисексуалы могут быть успешно излечены психоанализом (речь, очевидно, идет о больных, которые согласились на лечение в связи с отсутствием с их стороны одобрения своих патологических наклонностей). Они утверждают, что вид психоаналитической техники, теоретическая ориентация, а также пол аналитика не оказывают никакого влияния на результаты лечения.
J. O’Connor, L. Stern (1972) предприняли попытку сравнить результаты психоаналитического и непсихоаналитического психотерапевтического лечения. Проанализированы 35 случаев, где мужчины страдали нарушением эрекций. Лечение психоанализом проводилось не менее 2 лет и состояло из четырех сеансов в неделю. Эффективность лечения в этой группе составила 77%. В другой же группе, где проводилась непсихоаналитическая психотерапия, выздоровело 46% больных. Оценивая эти данные, B. Reynolds (1977) указывает, что сравниваемые группы больных, получавших различное лечение, не были равноценны по целому ряду характеристик. В частности, он ссылается на указания авторов, что пациенты, которым проводился психоанализ, имели менее выраженные нарушения, чем больные в другой группе.
Имеются противопоказания. Sexology журнал, не рекомендует применять предложенные виды лечения без консультации специалиста.
“Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов” Г.С. Кочарян, А.С. Кочарян, 1994
Международная академия сексологии
https://academysexology.ru