ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ. В конце XIX века, на закате викторианской эпохи, стали появляться новые теории сознания. Они были сосредоточены вокруг эмоциональных состояний человека, его внутренних переживаний и, обнаруживая дерзость, обращались к связи его общего благополучия с сексуальными успехами. Крупнейший вклад в этот новаторский образ мышления внес Зигмунд Фрейд (1856—1939), основоположник психоанализа. Его открытие подсознательного и детской сексуальности привело к развитию новых важных вдей в сфере общей психологии.
До Фрейда умственной жизни детей не уделялось большого внимания: детям надлежало быть «цивилизованными», для чего их воспитывали и наказывали (несомненно, при случае им доставалась хорошая порка). Ум ребенка считался tabula rasa — «чистым листом», на который наносятся впечатления о внешнем мире. Революционная концепция Фрейда состояла в том, что на самом деле мышление состоит из внутренних порывов, бессознательных фантазий и желаний. По Фрейду, два наиболее активных стремления — это голод и сексуальное влечение. Сексуальный порыв Фрейд определил как «сексуальный инстинкт либидо».
Все люди рождаются с сексуальными желаниями и стремлением удовлетворить свои сексуальные потребности. Фрейд заметил, что сексуальность начинается с детства, и это позволило ему сформулировать последовательность стадий сексуального развития. К пониманию этих стадий его привел психоанализ, объектами которого были взрослые пациенты, в ходе лечения раскрывавшие перед ним свои подавлявшиеся бессознательные детские сексуальные фантазии. В этих фантазиях он усмотрел ключ к их болезням, эмоциональным трудностям и невротической симптоматологии. Это была подлинно новая парадигма умственной жизни. Создание этой концепции выдвинуло Фрейда в число наиболее важных личностей XX столетия и вызвало чрезвычайный интерес к психоанализу. Эрнест Джоунс, английский психоаналитик, называл Фрейда «Дарвиным сознания».

Оральная стадия. Первой психосексуальной стадией, по Фрейду, является оральная. Фрейд вывел это, основываясь на рассказах своих пациентов о ранних воспоминаниях их жизни и из прямого наблюдения над младенцами. Он полагал, что на ранних стадиях младенчества ребенок получает огромное удовлетворение от кормления матерью или другим лицом, заменяющим ее. Образцом полного удовлетворения является сосание груди и сытость. Это корень отношений матери и младенца (то, что ситуация кормления и связь с матерью необходимы для дальнейшего жизненного благополучия, подтверждает масса источников). Фрейд видел в этой оральной фазе обобщенное сексуальное состояние, имея в виду не репродуктивное сношение, а чувство возбуждения, создания напряжения и разрешения его в интенсивном удовольствии. Именно остатки этого состояния мы обнаруживаем во взрослом удовольствии от поцелуя и многих форм орального сексуального удовлетворения.
Анальная стадия. На следующей стадии развития, когда младенец превращается в маленького ребенка, биологическое созревание и психологическое развитие направляют объединенные усилия на контроль сфинктерной мышцы и начало приучения к туалету. Когда ребенок становится более независимым, он становится способен контролировать свои потребности и функции тела. Разумеется, возраст, при котором возможно приучение к туалету, у разных детей различен, и надлежащее проведение этого обучения требует большого терпения и заботы, так как нельзя навязывать ребенку независимость слишком рано или, с другой стороны, не разрешать мальчику или девочке контролировать себя. Эту стадию развития Фрейд называл анальной. Обычно сти свои сексуальные чувства, направленные в детстве на родителей, братьев и сестер, на подходящих представителей противоположного пола. В этот период начинаются свидания, а состояние влюбленности является всеобщим. Сексуальная жизнь подростка становится весьма активной. Сила этих внезапных изменений может вызвать неразборчивость в сексуальных связях, с одной стороны, или замкнутость и отдаление от людей — с другой. Это также фаза, когда позиция подростка по отношению к родителям, если его чувства не переносятся на подходящих партнеров, может привести к различным сексуальным склонностям. В некоторых случаях испытываемые вина и тревога оказывают на подростков такое серьезное воздействие, что они не способны найти себя, обнаруживают перепады настроения, строптивость и даже асоциальное или преступное поведение. Для многих юность является периодом растерянности; юноша или девушка испытывает гнет внутренних порывов, внешнего влияния цивилизации, технологического мира телевидения и кино. В этот же период подростки склонны к экспериментам с алкоголем и наркотиками, у них развиваются странные привычки в еде. В то же время в юности люди стараются получить хорошее образования и сделать карьеру. Чтобы выйти победителями из этой борьбы за зрелость и независимость, подросток должен стремиться найти способ преодолеть внутренний и внешний прессинг, который он испытывает.

Заключительная стадия. На заключительной стадии осуществляется окончательный переход от юности к зрелой взрослой жизни. На этой стадии стабилизируется личная идентификация, принимаются решения относительно образования и карьеры и происходит окончательный выбор сексуального партнера или партнера для жизни, что обычно заканчивается браком и репродукцией. Создаются новые семьи, и жизненный цикл повторяется заново. Нет определенного возраста, на котором начинается или завершается эта заключительная стадия. Люди очень различны в своей способности обретения собственного «я», достижения комфорта в отношениях с партнером и принятия обязательств перед ним, а также в своей способности взять на себя ответственность, сопряженную с созданием семьи. В наше время культурный прессинг, экономические потребности и сексуальное поведение стремительно изменяются. Остается меньше традиционных решений и ответов на актуальные вопросы обретения себя и примирения с самим собой и достижения счастья.