СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

сексуальное воспитание

СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Современное сексуальное образование охватывает весь спектр науч­ной информации, культуру и совокупность сведений, которые требу­ются, чтобы быть мужчиной или женщиной. Оно включает сведе­ния, касающиеся сексуальной физиологии и репродукции и того, что относится к навыкам в области секса: формализованным, или пе­редаваемым устно, или даже при­обретаемым с опытом.

Ранее сексуальное образование рассматривалось в контексте гетеросексуальной связи и деторожде­ния, хотя в некоторых средних школах и в армии его задачу виде­ли прежде всего в ограничении распространения венерических забо­леваний. В фокусе сексуального об­разования находились тела мужчин и женщин и их гениталии, дава­лась краткая и несколько туманная информация о сперматозоидах и яйцеклетках (как случается, что они оказываются в нужном месте в нужное время), а также о стадиях развития эмбриона и плода на про­тяжении 9 месяцев беременности, заканчивающейся рождением ре­бенка. Многие пособия прошлого носили заголовок, так или иначе сводившийся по смыслу к формуле «секс без страха», что отражало очень реальные опасения, связан­ные с сексуальным невежеством, особенно у женщин, хотя мужчины весьма часто оказывались не более осведомленными в вопросах секса, чем женщины.

В то время как многие родите­ли надеются, что их дети получат сексуальное образование в школе, которая освободит их от обязанности, затруднительной для них вви­ду их собственной плохой подго­товки, все они так или иначе дают своим детям сексуальное образова­ние, даже не сознавая этого. Сек­суальное образование начинается с младенчества, оно является резуль­татом родительских эмоций и от­ношений, выказываемых в ходе взаимодействия с новорожденным. Научные наблюдения подкрепляют­ся наблюдениями тех, кто имеет младенца. Судя по тому, как малы­ши улыбаются и агукают, им очень нравится трогать себя.

СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Фото взяты из открытых источников

Несмотря на то, что ребенок испытывает удовольствие, многих родителей беспокоит такое поведе­ние, и они пытаются остановить его. Весьма вероятно, что первые уроки сексуального образования, преподаваемые ребенку, относятся к этой детской мастурбации. Некоторые родители шлепают детей и говорят: «Не надо так делать!» Дру­гие пытаются отвлечь внимание ре­бенка, предлагая ему игрушку или еду. Некоторые родители принима­ют крайние меры: пеленают ребен­ка таким образом, чтобы он не смог дотянуться до этих источников удовольствия. Во всех случаях приобретаемые ребенком впечатле­ния и ассоциации сохраняются у него надолго — возможно, до взрослого возраста — и оказывают стойкое воздействие на его эмоциональное развитие. Поэтому пер­вый важнейший аспект сексуаль­ного образования сводится к тому, что ребенок должен понять: нет ничего дурного или противоестественного в том, чтобы прикасаться к гениталиям и обследовать их, равно как и другие части своего тела. Позднее ребенку можно при­вить культурные нормы, среди них необходимость уединения для лю­бой сексуальной практики.

Когда ребенок социализируется и входит в среду своих ровесников, сексуальное образование продолжа­ется, его учителями становятся взрослые, родители и друзья. По­скольку дети всех возрастов проявляют естественное любопытство в отношении секса, родителям труд­но избежать ответов на подобные вопросы, они вынуждены дать ре­бенку некое сексуальное образова­ние. Родители должны решить, что они предпочитают: снять с себя ответственность, предоставив посторонним просвещать их ребенка, или научиться самим удовлетворять интерес своего ребенка. Многие родители сознают, что в той или иной форме задача сексуального образования ложится на их плечи, так как большинство школ стара­тельно уходит от сексуального об­разования, не выходя за пределы таких вопросов, как биологический механизм репродукции, заражение инфекционными заболеваниями, другие приемлемые факты «соци­альной гигиены», и не вдаваясь в сложности сексуальной морали и принятия ответственных решений.

Содержание и цели сексуально­го образования должны быть соот­несены с возрастом ученика.

сексуальное воспитание
Кадр из сериала “Половое воспитание”
Sex Education, с 2019 г.

То, чем удовлетворится шестилетний ребенок, окажется недостаточным подростку, стоящему на пороге по­ловой зрелости. Однако на всех эта­пах сексуальное образование как в школе, так и дома не должно огра­ничиваться вопросами репродукции, оно должно также охватывать во­просы принятия решений и необхо­димые в конкретном возрасте навы­ки сексуального поведения. Это по­зволит детям принимать нравствен­ные правильные решения и адек­ватно справляться с отношениями, которые могут иметь сексуальную подоплеку. Старания родителей — заблуждающихся, но действующих из добрых побуждений — напол­нить сексуальное образование запретами, скорее всего, не приведут подростков к принятию ответственных решений и безусловно не будут способствовать положитель­ному развитию его самооценки — ребенок не будет чувствовать, что его любят и ему доверяют.

Когда ребенок находится на первой ступени младенчества (от рождения до двух лет), родитель может дать ему в плане сексуаль­ного образования очень мало. Ос­новная задача сводится к тому, что­бы в его понимании пенис или влагалище не связывались с чем-либо «грязным» или плохим. Его еще слишком рано учить, что мастурбация допустима в уединении детской комнаты. В раннем детстве (от 3 до 7 лет) дети проявляют повышенный интерес к сексу и задают множество вопросов. Роди­тели могут оказать своему ребенку большую помощь в накоплении сексуальных знаний, в укреплении его уверенности в себе, если будут давать ясные и четкие ответы, применяя правильную терминологию, а не прибегая к эвфемизмам, кото­рые только вносят путаницу и мо­гут дезориентировать ребенка. На вопросы надо отвечать буквально и на том уровне, который доступен пониманию ребенка, не усложняя ответов до такой степени, чтобы секс стал связываться в понимании детей с тайной и запретом. Детское любопытство, касающееся секса, нормально, оно свойственно всем детям, и сексуальное образование должно давать ответы на вопросы, задаваемые ребенком.

Дети накануне периода юности (от 8 до 12 лет) обычно стесняются задавать родителям вопросы, отно­сящиеся к сексу, чаще они склон­ны обращаться за информацией к ровесникам. Чтобы избежать поступления ошибочной и вредной информации, родители должны стремиться донести до своих детей верные сведения, сообразуясь с их возрастом. Родителям, которые точно не знают, какая информация нужна детям этого возраста и как ее изложить, надо обратиться за помощью к специалистам — они порекомендуют новые книги.

СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Инна Сорока, специалист по половому воспитанию

Изменение тела у мальчиков и девочек в конце этого периода (у девочек развивается грудь, у детей обоего пола растут лобковые воло­сы) могут вызвать у них тревогу и создать проблемы, препятствующие развитию здоровой сексуальности. Это особенно важно, так как имен­но в этом возрасте возникают пер­вые сильные сексуальные импуль­сы. Важно, чтобы в этот период родители пришли на помощь своим детям, способствуя развитию у них понятий здоровой сексуальности, чтобы они разумно относились к своему телу. Поскольку и у мальчи­ков, и у девочек появляется или развивается тяга к мастурбации, возникает вопрос о том, что считать «нормальным», и этот вопрос дол­жен быть адресован родителям. В этот период могут возникать вопро­сы касательно приемлемости раз­личных степеней сексуальной ак­тивности, а также «свиданий» (как себя вести). При этом сверстники начинают играть в жизни ребенка важную роль, так как он соотносит с ними свое поведение. Поэтому родители детей, стоящих на пороге юности, должны связывать свои бе­седы о ценностях их морали с кон­кретными формами поведения. На этой стадии важно говорить о при­нятии решений, так как в юности (приблизительно с 13 до 19 лет) у всех подростков начинается раз­личного рода сексуальная актив­ность — от прикосновений и поцелуев до половых сношений. Если к середине периода юности подрос­ток не осведомлен о сексе и важно­сти контроля рождаемости, ему не привиты навыки принятия ответст­венных решений и соответствую­щие моральные стандарты — впол­не возможно, что время упущено, и подросток готов совершить серьез­ную ошибку.

Многие родители заблуждают­ся, полагая, что они обеспечивают ребенка хорошим сексуальным об­разованием и прививают ему высо­кие нравственные нормы, если просто обучают его говорить «нет». Словесные запреты (а запреты в основном остаются словесными) не заменяют ребенку сильною мораль­ного чувства, на котором должны основываться мудрые и ответствен­ные решения, касающиеся сексу­альных вопросов на протяжении всей его жизни. Если родители же­лают взять на себя обязанности по формальному сексуальному образо­ванию детей, они должны больше узнать о сексуальности в целом, не полагаясь на собственный опыт.

СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Фото взято из открытых источников

Трудность сексуального образо­вания в американских школах со­стоит, в частности, в том, что ме­стные школьные власти обычно не настаивают на включении соответ­ствующего предмета в расписание занятий, опасаясь политических бурь, которые могло бы повлечь такое решение. Большинство про­фессиональных образовательных организаций высказались в под­держку сексуального образования в рамках школьных программ (Аме­риканская медицинская ассоциа­ция, Национальный совет церквей, Всеамериканский синагогальный совет, Католическая конференция США). С другой стороны, имеется малочисленное, но хорошо органи­зованное меньшинство, выступаю­щее против сексуального образова­ния в школах. Его представители подагают, что сексуальное образо­вание должно входить в обязанно­сти семьи и религиозных организа­ций. Это было бы хорошо, но ис­следования показывают, что ни од­на из этих инстанций не желает брать на себя такую роль. В целом, суды решили, что сексуальное об­разование можно включать в рас­писание общеобразовательных школ, оно не более ограничивает религиозную свободу родителей, чем учение о естественном отборе и эволюции нарушает религиозные свободы верующих и библейскую концепцию мироздания. Несмотря на такие решения судов, непрохо­димые барьеры воздвигаются на пу­ти сексуального образования в об­щеобразовательных школах именно религиозными учреждениями. Это означает, что даже в тех штатах, где разрешается и практикуется школьное сексуальное образование, зачастую не рассматривается соот­ношение сексуального поведения с моралью и нравственными ценно­стями. В большем числе штатов на уроках сексуального образования запрещено любое обсуждение мо­ральных вопросов, на том основа­нии, что вопросы морали и нравст­венных ценностей являются преро­гативой родителей. Большинство педагогов считает, что уклонение от рассмотрения секса в связи с нормами морали и нравственными ценностями может вызвать у детей ошибочное убеждение, что секс можно и должно отделить от мора­ли и ценностей. Из-за накала стра­стей, вызываемых подобными во­просами во многих этнических и религиозных сообществах Амери­ки, это противоречие стало пред­ставлять серьезную проблему для педагогов и школьных советов, но игнорировать ее тоже нельзя.

Если такая ситуация складывается в США, что же тогда говорить о сексуальном образовании в России… И когда наше государство придет к тому, что это необходимая часть образования детей, тоже не понятно.

Автор: Редакция Sexology
https://www.instagram.com/sexologyjournal/

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ?

30250cookie-checkСЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Последние записи

Nullam Curabitur vel, consectetur ultricies suscipit libero risus. Lorem dolor. lectus quis